Зачем нужно быть честным или как честность влияет на отношения в команде?

Сегодня, когда я сел за написание этой статьи, я вспомнил про одну из команд, которую тренировал пару лет назад. Чем особенно мне запомнилась та команда? Тем, что практически у каждого участника программы, а это была программа по развитию командной взаимодействия и лидерства «Вызов», был очень высокий уровень формального участия. 

Скажу честно, что это далеко не единственная команда, где есть похожая ситуация. Что я имею ввиду, когда говорю про формальное участие? Это такое поведение людей, которое соответствует ожиданиям других. Еще, это стремление нравится всем. Еще, это говорить то, что хотят услышать. Еще, это говорить неправду, если она не очень комфортна для собеседника. Другими словами не быть собой и быть нечестным. 

Типичная ситуация, когда после очередного совещания, где я являюсь наблюдателем, ко мне подходят участники того же совещания и рассказываю про других что-то или дают комментарии в их адрес. Например: они не вовлечены; они не сделают то, что говорят; они так не думают, а говорят то, что хотят от них услышать. И так далее. Причем это касается любых командных взаимодействий, где нет ясных договоренностей и слаженной работы.

Тогда почему они молчат, когда видят нечестность в моменте? Почему не обостряют ситуацию и не говорят то, что думают? Почему они позволяют себя обманывать, когда видят ложь? Я может сейчас резок в своих высказываниях, но к сожалению эта правда большинства коллективов. И эта ситуация будет происходить до тех пор, пока они не станут настоящей командой. К сожалению, но на обмане и неправде нельзя построить сильную команду, которая способна на выдающиеся результаты. Последствием этого, станет отсутствие результатов и ужасные отношения внутри коллектива.

Стремление быть хорошим и соответствовать ожиданиям, заложено в нас с детства. Когда мы получали пятки и рассказывали стихи, стоя на табуретке, нам аплодировали и угощали конфетой. Кода мы учились не очень хорошо и расстраивали родителей или учителей, нас наказывали. Возможно у кого-то было по-другому, но у большинства было так. Поколению Z в этом плане повезло больше, мы более нежно и трепетно относимся к своим детям. И это желание соответствовать ожиданиям или быть удобным, привело к том, что в нашей жизни появилось много неправды.

Зачем обострять ситуацию на совещании? Зачем я буду ему говорить, что он не прав? Зачем я буду высовываться? Зачем мне быть инициативным и предлагать решение, а вдруг оно не верно, что тогда обо мне подумают? Зачем мне говорить, что я не удовлетворен его работой? Зачем мне говорить, что мне не хватает его поддержки? Зачем мне говорить, что я рассчитывал на него? Множество подобных вопросов задают себе управленцы, находясь на совещании. Они задают себе эти вопросы и продолжают молчать. А если их о чем-то спрашивают, они предпочитаю мило улыбнуться и согласиться, чтобы не конфликтовать.

Это все обусловленно страхами. Придуманными страхами потерять чью-то дружбу или чье-то расположение. И получается так, что в моменте удаётся избежать «конфликта», а если смотреть на это инвестиционно, то на дистанции, кроме разрушения ничего не происходит. И вся эта формальная игра в «Скажу то, что хотите услышать», заканчивается тогда, когда коллектив, именно коллектив, а не команда находится в глубоком кризисе. На дне своих взаимоотношений, потому что разрушено все, что могло быть. Доверия нет, а есть каждый за себя. Есть сильная ненависть и маски, которые застилают глаза и мешают видеть в других прекрасных и компетентных профессионалов.

В великих командах отсутсвует понятие – формальное участие. В великих командах каждый вовлечен в каждого на 100%. В великих командах нет равнодушных. Каждый понимает, что он своим примером создает те или иные отношения. Когда все начинаю говорить правду, тогда вокруг создается особая атмосфера, особая среда поддержки и доверия, которая способствует честности. Быть честным – это правильно. В такой среде и честность воспринимается иначе. Не как укор, претензия или оскорбление, а как рекомендация, как развивающая обратна связь. И в этот момент тому, кто совершил ошибку или был не прав, хочется меняться и исправить свой промах.

Честность – цемент доверия. Когда в команде люди начинают говорить правду и ее слышать, тогда происходят чудеса. Тогда принимаются лучшие решения. Тогда находятся лучшие пути. Тогда начинается великая команда. Начните говорить правду друг другу. Начините говорить о том, чего вы ждете друг от друга. Начните говорить. 

Дружески,

Тимур Соколов
Эксперт по командному взаимодействию