«Я просто отрабатываю свои деньги…»

Эту фразу я стал часто слышать от разных людей, когда становлюсь свидетелем случайных разговоров в корпорациях с которыми сотрудничаю. Есть множество разных вариантов этой фразы. Как вы думаете, стоит ли огорчаться, если вы как руководитель слышите подобные фразы от своих подчиненных или коллег по работе? Фраза достаточно колкая, а если еще она сказана прохладным тоном, то можно среагировать резко.

Если опустить весь эмоциональный фон и отнестись к этому, как к обратной реакции на управленческую деятельность или деятельность компании, то можно многое понять для себя и сделать правильные выводы. Ведь очевидно, что если сотрудник работает только за деньги, то это временная история. Как только появится предложение, где есть деньги и еще что-то, то выбор будет сделан в пользу, где есть добавочная стоимость. В этой статье предлагаю, ту самую добавленную стоимость, называть — «Что-То».

Что такое «Что-то»? «Что-То» — это набор факторов, которые стимулируют деятельность сотрудников компании любого уровня. Если этих факторов достаточно, то как результат мы получаем вовлеченных и мотивированных сотрудников, а если нет, то увы — «Я просто отрабатываю свои деньги». Так какие же это факторы, которые помогают людям быть увлеченней своей деятельностью?

Сегодня я хочу рассказать об одной ключевой вещи, которая должная быть понятна каждому сотруднику компании. В рамках своей тренерской и консалтинговой деятельности мне приходится решать множество задач для разных корпоративных клиентов. И одна из таких задач, которая очень актуальна последние пару лет — вовлечение сотрудников в деятельность компании. Это действительно самый частый запрос — «Как заставить людей работать?». Звучит конечно не очень, но такая правда жизни.

Мое личное мнение, что заставить работать никого не возможно. В наше время, в нашем мире это не сработает. Любые попытки вынудить человека или заставить его работать из состояния нужны, приведут к потерям. Просто увеличение по зарплате тоже не будет являться длительным стимулом. Наемный сотрудник всегда будет искать «Что-То».

Когда я слышу подобный запрос, я прошу ответить руководителей на несколько моих вопросов. Очень простые вопросы, которые лежат на поверхности, но почему-то не все о них задумываются. Причем затруднения с ответом возникают и у самой топ команды, а вот это уже сигнал опасности.

Первый вопрос имеет разновидность. Если я встречаюсь с топ командой, то я спрашиваю —  «Какая цель вашей компании?». Если я встречаюсь с руководителями департаментов, то я спрашиваю — «Как цель вашего департамента?». И вот здесь начинаются первые трудности, так как в одном случае из десяти, мне могут ответить на конкретный вопрос. Часто, все звучит очень расплывчато. А далее причинно-следственная связь. Если задать тот же вопрос сотрудникам, ответ мы не получим вовсе. Короткий вывод: если сотрудник не работает на результат компании, значит он просто отрабатывает свои деньги.

В качестве метафоры приведу пример. Представьте, как вы садитесь в автомобиль, включаете на своем смартфоне навигатор и пытаетесь проложить маршрут. Но, вы не вводите точный адрес. Что происходит с навигатором? Сможете ли вы проложить путь и начать движение? Нет. Нет понимания, куда двигаться. Поэтому навигатор просто продолжает работать пока не погаснет экран и смартфон не уйдет в спящий режим. Вот так и с людьми, они приходят на работу, какое-то время что-то делают, а потом уходят в спящий режим.

Второй вопрос разновидности не имеет и звучит всегда одинаково — «В чем смысл вашей деятельности?». Этот вопрос касается всех в компании, от самого верхнего руководителя до человека, которые меняет половые коврики и выносит мусор. После этого вопроса, затруднений с ответами еще больше. Больше, так как мы заходим на территорию смыслов. Кстати, задавали ли Вы себе такой вопрос? В чем смысл вашей деятельности? Приходит ответ прямо сейчас? Если да, то хорошо.

Многие руководители до сих пор усиленно продолжают развивать в себе менеджерские навыки. Больше планирования, организации, контроля, но все равно не получают желаемого, а только больше сопротивления и несогласия со стороны подчиненных. А все потому, что время навыков и инструментов умерло! Пришло время смыслов и личного выбора. Сейчас важно уметь работать со смыслами и доносить их до своих команд. Путь к вовлеченности сотрудников лежит через понимание смысла своей ежедневной деятельности. И те из руководителей, кто лучше справятся с этой задачей, в знак благодарности получат преданную, лояльную и вовлеченную команду.

Простые и одновременно сложные вещи. В рамках данной статьи формула успеха могла бы выглядеть так: Цель + Смыл = Вовлечение Цель в данном случае понятна, ясен смысл деятельности, как следствие вовлеченные сотрудники в общее дело. Тогда на смену приходит другая формулировка — «Я вижу в этом смысл и делаю».

Ответьте для себя на эти вопросы, если у вас возникло желание. Обсудите это со своими командами. Пусть у каждого будет больше ясности в целях и смыслах.

Дружески,

Тимур Соколов